Тувинское горловое пение
(по материалам книги Зои Кыргыс "ХООМЕЙ - жемчужина Тувы", Кызыл, 1992 г.)
Горловое пение -
уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского
региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части
России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что
исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом
своеобразное двухголосное соло.
Первые письменные источники описания искусства
горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что
столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно
других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал,
например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное
впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение
называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой
гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его
легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины
внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его
умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение
«таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме»
- инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем,
далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно
для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко
всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить
название мелодии».
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое
пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов
и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5
стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того,
существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь
грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).
О происхождении разных видов тувинского горлового
пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что
в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа
возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица
скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.
Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет
звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение.
Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол
каргыраар (каргыра), имеющий значение:
1) хрипеть, издавать хриплые звуки,
2) бурлить (при кипении, например, каши)
Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому
вороной.
Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному.
Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой
звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на
гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.
В монгольском языке также существует слово «хоомий»,
означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин
заимствован монголами у тувинцев.
Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким,
жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей
представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов,
тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных
песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в
течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной
долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим
напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы
способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек
оставался наедине с бурной стихией.
Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам
гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это
пение «хоомей».
В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие
изолированными компактными группами на северо-западе МНР.
Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел
от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).
Термин сыгыт означает причитание, плач как производное
от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на
предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но
эта мысль нуждается в научном обосновании.
Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова
эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер
его музыки.
При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак,
приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный
ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать
определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как
подражание этим звукам.
Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского
глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические
формы.
В отношении же происхождения горлового пения как
искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно
распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с
ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских
монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и
принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так
как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия
тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло
горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не
остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр.
Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному
искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов
песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с
погребальными обрядовыми действиями.
В отличие от мелодического сольного двухголосия
тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать
как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического
гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев,
например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех
вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась
природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не
только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.
Эстетическое восприятие тувинцами традиционных
звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого,
развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний
голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не
имеющих ни производственной, ни магической функции.
На основе традиционных звукоподражаний
развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам
обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и
птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения
желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое
пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных
голоса.
Горловое пение с давних времен было одной из
традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой
частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических
сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от
поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай,
имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты,
он увидел золотую царевну…Шестеро девушек вплетали во все косы
серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а
позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».
Если зарождение тувинского героического эпоса
некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных
отношений в Туве , то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления
горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной
уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.
Искусные исполнители горлового пения, как и сказители,
являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми
среди всех социальных слоев и групп населения.