О силе звуков бубна, барабанов, хоомея при
шаманской мистерии
ХООМЕЙ
Высшим деянием шамана Небесного происхождения для исцеления
духа и души человека является его классическое исполнение пения «Хоомей».
«Хоомей» в сочетании со звуком бубна создает необыкновенное единое целое
гармонии между духом Вселенной, человеком и Землей.
Гортанное пение «Хоомей» подчиняется
божественным законам Вселенной. Это пение сплетает бархатные тонкие цвета
духов, мелодии гор, рек, лесов, степей, птиц и животных. Оно звучит естественно
и свободно, обладает силой любви, которая незаметно снимает боль и страдание,
гнев и печаль, создает вибрацию органов, выгоняет из тела злых духов, помогает
людям, которые ищут просветления и освобождения, спасения и пробуждения.
На диске записаны шаманские песни
(алгыши) в таких стилях хоомея, как сыгыт,каргыраа и хоомей.
Сыгыт – скорее всего, производное
от глагольной основы сыгыр – «свистеть», сыгыт – «свист».
Следует отметить, что Сыгыт, с
одной стороны, происходит от тувинского «сыгыра», а с другой – от
древнетюркского «Сыгыт» – рыдание, плач. Все это определенно связано со звукоподражательной
основой.
Шаманы использовали в своем
камлании «сыгыт» как знак призыва духов.
Каргыраа – производное от «хрипеть»,
«бурлить при кипении».
Соответствие тувинского каргыраа
(по форме) – калмыкское хоркрэн (=каркинаан), что означает «рёв верблюда».
Шаманы используют каргыраа как звук спокойствия, обострения внимания или
сознания человека, он выгоняет из тела злых духов и коварных паразитов и нечистые
силы, потому что каргыраа связан с силами земных и небесных духов.
У тувинцев считается, кто поет
горловым пением, тот есть небесный сын.
Горловое пение можно встретить и в хронологически
последующих фольклорных пластах. Так, в эпосе «Канцевай-Мерген», записанном у
сказителя Баазаная, имеется эпизод, когда богатырь Кара-Туру, возвращаясь с
охоты, гортанно запел горловым пением каргыраа, да так мощно и громко, что голубое
небо заколыхалось и черная земля задрожала.
В стиле
каргыраа поет и старый
марал в сказке «Тос шилги аъттыг
Оскус-оол». Оскус-оол запел, из его горла вырвались голоса всех птиц Каргырра-Карацыг-Тайги.
Казалось, таежный ветер запутался в вершинах древних кедров. Сороки и вороны,
которые кружились над стойбищем, затаили дыхание. Женщины плакали, а мужчины
были как во сне. Тридцать дней – один месяц, шестьдесят дней – два месяца, девяносто
дней – три месяца звенел голос Оскус-оола над зелёной тайгой.
Так что это такое – тувинское горловое
пение? – задает вопрос и при этом отвечает ученая Тамара Будегечиева: «Когда
человек не пытается вычленить себя и не противопоставляет себя закону природы,
не стремится быть ее хозяином, а воспринимает себя органичной и весьма скромной
ее частью… и этот человек пытается найти то необходимое созвучие с природой, которое
бы помогало ему в трудных кочевых условиях жизни».
Можно сказать, на профессиональном
уровне этим языком владел шаман. Нов
принципе, каждый тувинец знал его основы, это и помогало ему в жизни. Интересно
то, что тувинцы не прибегали к практике медитации, как к специальным
упражнениям сознания, по-видимому, причина сокрыта в том, что сам традиционный
образ жизни, ее ритуалы были во многом медитативны.
АЛГЫШ
На компакт-диске содержится
обращение шамана к Духу Вселенной, призыв об оказании помощи слушателю и самому
шаману. Для этого и служит обращение «хам-алгыжи», по-русски – «камлание
шамана». Алгыш – это обрядовая поэзия, то есть, алгыши – это заговоры и заклинания
злых духов, обращение к духу Земли, Солнца, Луны, Тайги и определение
направления полетов шамана.
В первой
части камлания шамана демонстрируется, как земной звук меняется при гармоническом
слиянии с энергией Вселенной. Звук бубна и пение шамана порождают ритмическую
картину, наполненную треском, гудением, шипением, щелканьем и случайными
всплесками ветра и космических приливов. Алгыши имеют свою психологию и
выражают ритм работы ума и хода мыслей, созидающего или разрушающего, и для
восстановления утраченного благосостояния дополняются магией горлового пения.
Хоомей – это звук, связывающий
внутренние и внешние силы. Расстроенному уму он дает силы спокойствия, делает
способным познать все, что содержит его память. Физический эффект звучания
имеет большое влияние не только на утраченный ритм из-за перевозбуждения,
нервозности, страха, смущения и беспорядка в уме, но и на человеческое тело
через его нервную систему – все приводится в движение силой вибрации
Во второй части звуки действуют более энергично и чисто,
разнообразные звуки барабана более глубоко доходятк Духу человека. А песни (алгыши) шамана в
основном являются благопожеланиями слушателю в дальней дороге, в будущей жизни,
в учебе в работе, в любви к природе, к близким, к друзьям, удачи в творческой
жизни.
На компакт-диске записаны звучания
творческих устремлений к жизни, изменения сознания, познания мира и Вселенной,
изменения к лучшему судьбы человека. Классическое использование барабанов дает
толчок к измененным состояниям сознания, стремления к разнообразным жизненным путям,
а также сокращает путь к Духовности, устремление к всеобщему единству и
реальности.
ДУНГУР
Сила духа бубна (дунгура) создает
колебательную энергию, освобождающую человека от прошлых и настоящих страхов.
Сила духа бубна и барабанов воздействует на циркуляцию атомов во Вселенной и
внутреннем мире (Вселенной) человека. При воздействии духа бубнаи барабанов атмосфера вокруг слушателей
преобразовывается под воздействием колебаний среды, которые способствуют проникновению
через чувство тела и души к духу человека.
Соединение силы бубна с двухголосным
пением атакует невидимым бархатным светом ив виде шаманской песни является связующим живым звуком между людьми и
духовны миром.
При пении
с бубном и барабаном рождается единое духовное пожелание от духов Вселенной
людям, пожелание жизни на Земле радости и счастья, пожелание спокойствия детям,
пожелание открыть таинственный мир, который спрятан глубоко в подсознании,
путь, который ведет в духовный мир, заставит забыть о страхе, болезни и корректирует
психоэмоциональное состояние человека.
Песнопения шамана с гортанным
звуком и с барабанным боем, а также другими шумовыми инструментами, создают
единый успокаивающий поток ответной активности, обеспечивающей возможность
духовного общения и единения с космосом, а песни со словами в виде мантры
исполняются как источник утешения, вдохновения и благопожелания.
Двухголосное
(обертонно-бурдонное) песнопение (хоомей, сыгыт, каргыраа) помогает выводить
душу из тела вверх к видению, к путешествию во Вселенной, к появлению
таинственных цветов, связанных с медитацией, а также имеет терапевтическое
действие, поскольку несет с силой духа бубна и барабанов гармонию между
человеком и небесным существованием.
Мы вместе с Михаилом Жуковым в
целях совершенствования путей для восстановления силы духов и души человека
проводим исследования возможности объединения традиционных методик тувинского
шаманизма и методик профессионального исполнительства на ударных инструментах.
И такое соединение удается на практике.
Для исцеляющего звука «Хоомей»
звук бубна играет важную и особую роль. Звук бубна Михаила создает особую
атмосферу во внутреннем мире человека, усиливает сосредоточенность, незаметно
ведет к решимости. Звуки его бубна украшают и расцвечивают песни «Хоомея» тонкими
и разнообразными красками, которых так не хватает людям. Это и есть магический
конь шамана.
Мы разработали, внедряем и
изучаем единую технологию модификации сознания человека. Наши совместные техники
очень просты и в то же время очень тонко гармонируют, но даются далеко не
каждому. Они на очень короткое время гармонизируют энергию пространства и
внутреннюю энергию человека, взаимно дополняют силу пространства и силу духа и
приводят к сакральному видению, поддерживают в жизни и вдохновляют человека в
течение его жизни.