Если бы не боязнь быть уличенным в излишке честолюбия, мы бы дали этой
книге подзаголовок: "Введение в философию истории". Ибо, в сущности,
подлинный смысл настоящего очерка заключен именно в этом, с той лишь разницей,
что вместо последовательного спекулятивного анализа феномена истории в нем
рассматриваются основополагающие концепции жизнеустройства племен, пребывающих
на архаической стадии развития, которые, обладая некоторыми познаниями в
области "истории", - в той форме, в какую они были облечены, - тем не
менее пытались без них обходиться. При изучении народов на ранней стадии их
развития нас прежде всего поразило присущее им негативное отношение к
конкретно-историческому времени, их ностальгия по Великому Времени, выраженная
в периодическом воскрешении мифического правремени.